Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая все - таки участь:
Мне кажется, я их чему-то учу,
А это они меня учат.
А. Дольский
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Каждый должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание. Я всегда любила детей и мечтала работать с детьми. Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии.
На мой взгляд, воспитатель – это профессионал, который понимает значение своей работы, его духовная основа – у детей нет другой жизни, и мы ответственны за каждый прожитый детьми день. Каждый день жизни дошкольника в детском саду – это день жизни человека, который радостен только тогда, когда маленький человечек одновременно и познаёт, и общается, и играет.
Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все: шить, рисовать, вязать; заниматься огородничеством и садоводством; в определенной степени владеть столярным, малярным ремеслом, актерским, режиссерским мастерством. Петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями; обладать художественным вкусом, хорошей дикцией, знать правила хорошего тона; разбираться в событиях, происходящих в социальной, политической и культурной жизни нашей страны; знать в должном объеме медицину, иметь представление о морали и нравственности…
Чем больше дошкольный работник знает и умеет, тем легче и интересней ему работать с детьми. Очень люблю с детьми копаться в земле, ремонтировать игрушки, книги. Доставляет мне удовольствие рисовать вместе с ребятами забавные рисунки, мастерить различные поделки.
Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные. Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. Для меня целостность педагогического процесса – это содействие развития и саморазвития каждого ребёнка как неповторимой индивидуальности.
Жизнь у ребят в детском саду должна быть праздником. Воспитателю следует разумно чередовать труд, обучение, отдых, игры, чтобы дети скучали. Помимо программных мероприятий, я провожу небольшие праздники и интересные развлечения.
Во время работы всегда стараюсь создать хорошее настроение себе, детям, коллегам - кому советом, кому шуткой, кому примером. Исполнительность и заинтересованность в деле – вот лучшие качества педагога.
Творчество в работе воспитателю крайне необходимо, но это не значит, что он может не считаться с требованиями программы. Программные задачи должны выполняться. Однако рекомендуемая методика требует иногда корректировки, поскольку каждая группа, каждый ребенок индивидуален.
Мне бы очень хотелось, чтобы показатель роста мастерства воспитателя определялся с точки зрения того, как живут и развиваются его подопечные, а не количеством авторских разработок. Сегодня появилась необходимость перевести воспитателя с уровня беспомощных ситуативных «придумок» на тот уровень, когда его профессия явится для него подлинным средством выражения своей личности. Обеспеченные материалом по всем направлениям, педагог экономит время и усилия для своих воспитанников. Все до единой минуты должны быть посвящены нуждам воспитанников, пониманию их интересов.
Помните древнюю мудрость Сократа? Все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья и Врач. Эта мудрость лежит в самом сердце моей педагогической философии. Ведь я, как врач, для которого главный закон - «Не навреди!». Без приборов и инструментов наблюдаю за душевным, нравственным здоровьем детей, без микстур и уколов лечу ласковым словом, советом, улыбкой, вниманием. Я, как мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей, не властвую, но сглаживаю противоречия, взвешиваю добро и зло, поступки и действия, но не караю, а стараюсь предупредить. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю - их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а, самое главное, - любовь.